Сочетания цветов

Как вы подбираете цвета для своего шедевра?

Интуитивно? Это хорошо. Но когда мы это делаем более осознано, то вероятность создания гармоничной работы будет выше.

Почему?

Потому что гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их понять, надо понять как образуются эти цвета. Для этого дизайнеры и художники часто используют цветовой круг.

Зная основные законы цветоведения, которые изложены ниже, вы сможете не только понимать какие краски нужно смешивать, чтобы получить тот или иной цвет, но и выбирать те оттенки, которые гармонично сочетаются друг с другом.

Если у вас есть какое-то дополнение или возникнут вопросы, то пишите в комментариях под статьей.

Цветовой круг

Основы цветоведения

Автор статьи — Ксения Свешникова

Вообще тема цветоведения очень огромная. На нее ученые целые диссертации защищают. Но я постараюсь здесь не удаляться в дебри, а максимально просто и понятно дать вам самую необходимую с моей точки зрения информацию (шпаргалку). Более подробно я обязательно буду освещать цветоведение, но, скорее для тех, кто хочет не просто «побаловаться» декупажем, а кто имеет более серьезный настрой.

Минимальный набор цветов, который всегда должен быть в палитре мастерицы

Вы можете потратить кучу денег и купить множество оттенков и цветов красок, но я считаю, что в домашних условиях (если вы не преподаете) это не нужно. Ведь большинство цветов можно получить путем смешивания друг с другом. Для этого надо знать основные правила:

Существует три основных цвета: красный, синий желтый

Основные цвета

 Еще из школы мы знаем, что при смешивании этих цветов получаем производные или составные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый 

Производные цвета

Красный + Желтый = Оранжевый
Желтый + Синий = Зеленый
Синий + Красный = Фиолетовый

Цветовой_круг (6 цветов)

Как видно на картинке, если, например, смешивая красный и желтый для получения оранжевого, добавить больше красного цвета, то получится темно-оранжевый, если наоборот, добавить больше желтого, то получится светло-оранжевый цвет.

Тоже самое происходит при смешивании желтого с синим для получении зеленого, и при смешивании синего с красным для получения разных оттенков фиолетового.

 

Это промежуточные или переходные цвета

Таким образом получается многоцветный цветовой круг:

  Farbkreis_Itten_1961

 

Думаю, теперь понятно, что смешивая эти три основных цвета  можно получить практически любой цвет, кроме…

белого и черного. Хотя, черный можно получить, но не чистый. 

Черный и белый вообще цветами по сути не являются. К черному стремится любой цвет при снижении яркости. При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.

Поэтому минимальный набор цветов для начинающей мастерицы:

красный, желтый, синий, белый, черный

и я бы еще добавила охру и коричневый, чтобы их постоянно иметь в палитре, ведь по моему опыту они используются наиболее часто.

Что такое насыщенность цвета или тон

Один цвет (например оранжевый) может быть светлее или темнее. Тогда можно говорить о насыщенности цвета или тоне:

 

  Basic CMYK

Т.е., например, добавляя белила к цвету мы меняем его тон на более светлый.

А если добавить к нему коричневый или черный, то тон изменится в темную сторону.

К  синему цвету, скажем, тоже можно добавить черный, чтобы он стал темнее. И так далее.

Это особенно важно понимать, когда вы делаете вещь в каком-нибудь определенном стиле или в духе определенной эпохи.

Например, в стиле Шебби-шик основная цветовая гамма не может выходить за пределы круга №2:

(для наглядности я пронумеровала круги)

color- тональность  

Иначе это получится уже не Шебби, а, к примеру винтаж или вообще другой стиль. Вот обратите внимание эта работа выполнена в чистом стиле Шебби-шик:

Шкатулочка для колец*Прекрасный Миг"

 А вот эта работа тоже вроде отвечает всем законом шебби…:

Горшочек "Весенний Шик"

…кроме одного:

 общая тональность работы вышла за пределы круга №2

Это произошло из-за того, что мы здесь «переборщили» с количеством достаточно ярких для шебби цветов. 

Получилось все-равно красиво, но стилю Шебби-шик эта работа уже не отвечает (кстати, получить этот мастер-класс вы можете в качестве бонуса на страничке по ссылке https://charisma-blog.ru/anketa-dlya-rukodelnic) .

Если бы количество цветов на работе было поменьше, то получился бы чистый Шебби-шик.

 Хотите сделать работу в стиле Шебби-шик? Техники и теорию смотрите в видео-журнале ЭД за май 2014г. и за июнь.

Но сейчас речь идет не о стилях, а о цветах :).

 Кстати, тон цвета можно изменить еще разбавляя исходный цвет, например водой или акриловым медиумом (если это акриловые краски).

Тогда цвет будет не такой насыщенный. И в этом случае можно будет говорить о лессировках.

957240b7a5fe

Эта шкатулка выполнена с помощью лессировок:

Шкатулка "Письма с небес"

 Как это работает?

Исходный цвет (например, синий) был достаточно ярок. После разбавления он стал прозрачным. А после нанесения на светлую деревянную основу синий цвет «просел» на несколько тонов. Т.е. стал не такой насыщенный.

Итак, за счет лессировок нижний светлый слой дерева понизил тональность синей краски (дерево просвечивает сквозь краску).

Если исходная заготовка темная, то при лессировках будет обратная реакция — тон цвета повысится.

Теплые и холодные цвета

Понятие для цвета «холоднее» или «тепелее»  я часто использую при подборе цвета, например, под мотив (картинку)

Существуют теплые и холодные цвета. Различить их очень просто.

Все цвета, что ассоциируются с огнем, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме.

Все цвета, которые ассоциируются с холодом, зимой, относятся к холодной цветовой гамме.

image001(2)

Примерно вот так:

teplo

Вот посмотрите, один и тот же цвет, например, красный может быть и теплым и холодным:

blog_3_3(1)

 Но, на мой взгляд,  «холоднее-теплее» носят несколько субъективный характер. Например, утюг может быть слишком горячим для шелка, но недостаточно для хлопка. Кому-то кажется, что желтый — это теплый цвет, а кому-то кажется, что он — холодный (если сравнивать с оранжевым).

Выше писала, что часто пользуюсь этим понятием при сравнении двух цветов.

Например, мне надо намешать синий цвет под номером 2: теплее -2

 

Если в процессе намешивания у меня получился цвет, ближе к №1, то я понимаю, что №2 теплее, поэтому чтобы он превратился в №2 мне надо добавить теплый красный цвет.

Если в процессе намешивания у меня получился цвет, ближе к №3, то я понимаю, что №2 холоднее, поэтому чтобы он превратился в №2 мне надо добавить холодный синий цвет. Возможно нужно будет еще добавить белил, чтобы сохранить тональность.

Поэтому понятие «температура» цвета является довольно относительным.

Абсолютным качеством теплоты и холода обладают только оранжево-красный и сине-голубой (назовем их полюса).

Все остальные цвета занимают промежуточное положение на шкале «теплый-холодный». Чем ближе цвет к холодному полюсу (сине-голубому), тем он холоднее. Чем ближе цвет к теплому полюсу (оранжево-красному), тем он теплее.

Можно выделить 3 основные группы цветовых сочетаний:

Монохромные цвета

Работу можно выполнить в монохромной гамме.

В декупаже это очень хорошо смотрится, например, в черно-белой гамме:

Часы и коробочка "Черно белый шик"

 

Монохромные — цвета, имеющие одно название (например, красный), но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.

монохром красный

Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, серый двух тонов и черный.

Или белый, светло-голубой, синий и темно-синий.

Родственные цвета

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный).

Родственные цвета

 

Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет.

Аналоговая гармония

Благодаря их близкому расположению они очень хорошо сочетаются.

Сложно было найти пример, но примерно вот так:

url

 Нам тоже эти сочетания можно использовать. На мой взгляд будет смотреться особенно красиво, если цвета будут менее насыщенные, т.е. более пастельные.


Контрастные цвета

Это один из моих любимых приемов.

Противоположные цвета называются контрастными:

  20101

 

 На контрастных цветах часто строят свои работы художники, особенно импрессионисты.

Пример контрастных цветов:

Зеленыймалиновый

Красныйголубой

Оранжевыйсиний

Желтыйфиолетовый

Черный – белый

По законам цветовой гармонии, черный, серый и белый сочетаются с любым из цветов. Серый цвет считается универсальным. Он имеет множество оттенков, является прекрасным фоном, так как спокоен и нейтрален.

Я тоже часто строю цветовую схему работы на базе противоположных цветов. Этот прием обычно используется для создания акцентовили подчеркивания (выделения) основного мотива.

Например, вот на этой работе :

Шкатулка

 Фон зеленоватый, а акценты в виде потертостей малиново-розовые.

Конечно, групповых сочетаний намного больше. Но, если вы героически добрались до конца статьи, то это уже здорово, значит вам это интересно.

СОВЕТ:  сделать три работы по этим трем схемам. Тогда полученные знания превратятся в ЗНАНИЯ.

И тогда именно для ВАС  уже более конкретное продолжение следует…

Делитесь своими работами  здесь в комментариях или присылайте на почту charisma.blog.1@gmail.com

Усвоив основные законы цветоведения  и гармонии цветов, можно приступать к декупажу с точки зрения художника.

 Напоминание для тех, кто хочет скопировать эту статью: все статьи на этом сайте авторские и принадлежать СТУДИИ ЖИВОГО ТВОРЧЕСТВА «CHARISMA».  В связи с этим просим не делать перепубликации. Можно давать анонсы с активной ссылкой на оригинал статьи. Благодарим за то, что вы уважаете наш труд.